Чтобы ремесло хмелем не поросло

– Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать или прочитать, – подумал я, прощаясь с мастерами из Палаты ремёсел Саратовской области, – я-то уже увидел и восхитился, а читателям ещё предстоит удивиться чудесным творениям наших земляков и гостей Саратова из других регионов страны: 16-18 августа на пешеходной Волжской улице, от консерватории до самой Набережной Космонавтов более ста шестидесяти мастеров-ремесленников представят на суд зрителей свои шедевры. В эти дни здесь будет проходить второй межрегиональный летний фестиваль народных мастеров и художников «Палитра ремесел».

О братстве ремесленников мечтал ещё четверть века назад Виктор Васильевич Солдатёнков, замечательный мастер-краснодеревщик: чтобы каждый, у кого есть за душой тяга к прекрасному, мог  прийти в общественную мастерскую и изготовить сувенир или же прикладное изделие, слепить ту же посуду из глины либо вырезать ложки из липы, раскрасив их под хохлому. Виктору Васильевичу удалось на окраине Заводского района в крохотной квартире оборудовать музей-мастерскую, давать там мастер-классы. Увы, в 2008 году Солдатенков умер, и музей закрылся, закрылись и двери мастерской…

Но, «свято место пусто не бывает» и 19 августа 2016 года Торгово-промышленная палата Саратовской области и министерство экономразвития региона учредили автономную некоммерческую организацию «Палата ремесел Саратовской области», объединив всех, кто может поделиться опытом или хочет перенимать его у других мастеров. Возглавил ее первый вице-президент ТПП Сергей Леонов, сейчас в организации работают еще трое сотрудников и целая творческая команда мастеров.

Художник и дизайнер Дмитрий Коряк отвечает за производственные мастерские. Три десятка разнообразных станков к услугам мастеров, можно пилить, строгать, сверлить, выжигать, в том числе и с помощью лазерной установки, как делает это сам Дмитрий: я застал его за работой над портретом Юрия Гагарина, надеется успеть к августовскому фестивалю.

Наталия Аскарова, отвечающая в Палате ремёсел за проектную деятельность, увлекается бисероплетением. Её герданы – национальные нагрудные украшения славян –  в выставочном зале Палаты ремёсел занимают отдельную полку на стенде. Жаль, что чёрно-белый формат нашей газеты не позволяет передать палитру изделий, представленных здесь. Ну как передашь неуловимые оттенки стеклянных цветных лилий, сделанных Марией Красниковой в технике «лэмпворк». «Мария -трёхкратная победительница нашего конкурса «Ремесленник года»!», – представляет  мастерицу Аскарова.

Ох уж эти конкурсы! Каждый мастер полагает, что его изделия – самые-самые, и без обид при подведении итогов трудно обойтись. «Палата ремёсел» нашла способ обойти рифы: в жюри входят уважаемые искусствоведы из Радищевского музея, этнографического и краеведческого, а чтобы никто из оценщиков не проявлял симпатий в пользу своих любимчиков, экспонаты, представленные на суд жюри, не именуются, а нумеруются. Побеждают номера в каждой из двадцати двух номинаций – здесь и ковроткачество, и лозоплетение, и витражи, и экзотические ремёсла -  мыловарение, авторские резные свечки, вышивка по яичной скорлупе, и восставшее из небытия производство саратовских гармоник, и изготовление традиционной народной куклы и глиняной игрушки.

Заботит «Палату ремёсел» продвижение изделий наших мастеров в другие города и веси. Для того командируют наших умельцев на различные выставки за пределами нашей области. «Завтра едем в Псков, на Ганзейские дни, – говорит Римма Портнова, мастер по работе с холодным фарфором, ведающая в «Палате ремёсел» выставочной работой. – А в сентябре повезём лучшие изделия в Словакию».

Лучшие… Как угадать, что понравится главному зрителю – покупателю? (каждый мастер мечтает, чтобы его творения шли нарасхват, это не только заработок, но и утверждение своего стиля). Секрет успеха подсказал потомственный мастер, резчик по дереву и художник Валерий Николаевич Ионов. Прослышав об учреждении «Палаты ремёсел», он совершенно безвозмездно передавал молодёжи не только секреты резьбы, но и своё видение ремесла: сегодня любая ремесленная вещь должна быть функциональна, к примеру, выставляйте такой сувенир, чтобы он мог, образно говоря, в хозяйстве пригодиться – не просто изящная фигурка из  дерева, а – подставка под мобильный телефон. И это сработало: именно прикладные вещи лучше всего разбираются на выставках-продажах.

Утилитарность обязательно сочетается с художественностью, иначе мастеру не интересен сам процесс творения. И третья составляющая… краеведческая (Наталия Аскарова на выставке обратила моё внимание на керамическую чайную чашку работы Екатерины Акимовой из Энгельса. «Что в ней краеведческого?»  – Оказалось, прорисовка  краснокнижного растения лапчатки волжской, растущей у нас в Саратовской области). Обратились сотрудники «Палаты ремёсел» к учёным из краеведческого музея, из Радищевского и этнографического с просьбой дать научное обоснование и подсказать местные особенности народных промыслов, дабы продолжать традиции старинных мастеров».

И знатоки древности помогают устанавливать истину. Скептики, к примеру, с недоверием относились к уверениям Петра Петровича Африкантова, что он возрождает глиняную игрушку с характерными саратовскими особенностями – вдавленными в изделия узорами из ромбиков перед обжигом. Многие знали Петра Петровича как журналиста, и вдруг он «сменил амплуа», стал пропагандировать глиняную игрушку. Сам её придумал? Ведь мы слыхали о филимоновской, вятской, каргапольской игрушках, а о саратовской не знали… Архитектор Дмитрий Кубанкин при раскопках на Увеке нашёл штампики с ромбиками, и рядом с ними – осколки глиняной посуды с вдавленными узорами из ромбиков, та же самая технология, что и в игрушках Африкантова!

А сколько мастеров в орбите «Палаты ремёсел»? На этот вопрос Сергей Леонов отвечает: «Главная наша задача – найти тех, кто мечтает научиться ремеслу, и помочь им, или же помочь усовершенствовать свои навыки уже сложившимся мастерам. На малой орбите – человек сорок энтузиастов, на дальней – более трёхсот, это те, кто участвует в разовых мероприятиях. В ежегодном конкурсе мастеров состязаются по две сотни и более человек».

Порадовал меня и такой факт: большинство из «дальней орбиты» – педагоги дополнительного образования, они не только сами участвуют в выставках и мастер-классах, но и приобщают к ремёслам детей. А это – главное: чтобы ремесло не хмелем порастало, а прорастало в душах тех, кто подхватит эстафету старых мастеров.

Дмитрий Коряк, показывая станки в мастерских, обратил моё внимание на заготовки: «Это вот детские значки, а это – пазлы». Складывать картину из кусочков – любимое занятие малышей. Впрочем, и не только малышей. В начале октября 2019 года съедутся в Симферополь кузнецы со всех регионов России, чтобы сложить из пазлов – выкованных очертаний областей и республик – карту страны! Нашу Саратовскую область представляют умельцы кузнец Сергей Сметанин и Сергей Анохин (он занимается литьём из бронзы). Саратовский кусочек пазла – не просто карта, а с арт-объектами, кузнецы представили символы нашей земли – портрет Гагарина, автодорожный мост, герб из трёх стерлядок и… логотип «Палаты ремёсел». А что? Как знать, не откроет ли в ближайшем будущем «Палата ремёсел» мастеров, чьими творениями будут гордиться не только земляки, но и вся Россия? И станут  пока безвестные имена мастеров символами земли саратовской!

Скажете, слишком высокую ноту беру в конце рассказа? Можете рассудить сами: приходите 16, 17 и 18  августа на Волжскую улицу на открытие фестиваля «Палитра ремёсел», и увидите, насколько богата Саратовская область талантами.

Владимир Иванчук, газета "Русская речь", №1, июль 2019 г.



Нет комментариев
Добавить комментарий