Делать то, что продаётся

Бизнес и ремесленничество - больше различий, чем сходств. Монетизировать талант и «золотые руки» дано не каждому, но государство готово помогать выводить на рынки продукцию индивидуальных мастеров и небольших артелей. В Саратовской области как организация инфраструктуры поддержки предпринимательства и мастеровых людей пятый год действует Палата ремесел. В настоящий момент работа осуществляется в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», разработанного по поручению президента Владимира Путина и реализуемого при поддержке регионального минэкономразвития. «КП-Саратов» поинтересовалась у руководителя организации Сергея Леонова, как удается примирить ремесленников с экономическими реалиями. Ведь бизнесменом можешь ты не быть, но продавать уметь обязан.

- Кто такие сегодня бизнесмены-ремесленники?

- Стоит разделять эти два понятия. Так, основная цель Палаты ремесел развивать, возрождать, сохранять на территории Саратовской области художественные промыслы и ремесла. У нас очень много талантливых людей которые занимаются изготовлением как утилитарных предметов, так и художественных изделий. Если говорить о бизнесе ремесленническом, то это очень широкое понятие. Оно включает в себя гораздо большее направление, чем мы даже охватываем. У нас сейчас идет конкурс «Ремесленник года», там 24 номинации и по каждой от 10 до 50, а то и до 70 заявок. Это я говорю о количестве людей, которые у нас в этом году принимают участие в конкурсе. Сказать, что они все бизнесмены нельзя. Не все мастера могут и должны быть бизнесменами. Это совсем другая ипостась, это люди больше творческого направления, творческого характера. А вообще ремёсла – это и услуги салонов красоты, столярные мастерские, обувные мастерские и т.д. Говорить об этом как о большом бизнесе, наверное, не стоит. Есть понятие самозанятые.

- Но как-то ремесленникам приходится крутиться?

- Наша задача сейчас - мотивировать, стимулировать людей, чтобы они не прекращали этим заниматься. Сейчас большинство мастеров, которые хотят открыто работать, продвигать себя через социальные сети, через сайты, в основном регистрируются либо как индивидуальные предприниматели, либо как самозанятые. Это новая форма налогообложения. Самозанятые теперь не считаются предпринимателями, а считаются отдельной категорией, имеющей право на поддержку, и они вправе получать ту государственную помощь, которая есть у субъектов малого и среднего предпринимательства.

- А какая поддержка на сегодняшний день требуется ремесленникам для продвижения своей продукции?

- Мы помогаем ремесленникам выезжать на внутрироссийские и международные выставки. Так, мы два года подряд ездили в Словакию на Радванскую ярмарку. Ежегодно выезжаем на одну из самых крупнейших выставок в Экспоцентре – «Ладья. Зимняя сказка», где присутствуют только художественные промыслы и ремесла. Там несколько павильонов. В прошлом году мы сделали целую улицу. Принимали участие 16 - 18 мастеров. Там, кстати, были только индивидуальные предприниматели. В этом году мы вместе с Центром поддержки предпринимательства едем на эту выставку. Здесь тоже мы сделаем свою улицу, если, конечно, выставку не отменят в связи со сложившейся ситуацией.

- Каков эффект от участия ремесленников в выставках?

- Здесь несколько аспектов можно рассматривать: это экономический результат и качественный. Если говорить о качественных результатах, то на фестивалях наши мастера занимают определенные места. Второй аспект - экономический. Даже выставки имеют разные цели — на одни мастера едут, чтобы продать свои изделия. Мы помогаем такие товаропроводящие пути создавать. В основном на таких выставках обычные граждане-покупатели, и поэтому, как правило, ремесленники возвращаются домой, продав все выставленные изделия. А есть ещё выставки, такие, как «Мир детства» и «Подарки», где очень серьёзные компании ищут поставщиков. Заключаются контракты, и ребята работают с постоянными покупателями. Есть уже несколько человек которые работают на Wildberries. Некоторые на пути заключения договора с eBay. Есть определённые результаты, которые достигаются с нашей помощью, но по инициативе самих мастеров, самих предпринимателей. Так и должно происходить в цивилизованном мире.

- Как еще можно поддержать творческие бизнес-проекты?

- Мы предоставляем оборудование - у нас прекрасные столярные мастерские, есть сварочное оборудование, оборудование для гончарного производства, для обжига керамики у нас три печи и одна печь для работы в технике фьюзинг - спекание цветного стекла. Этим оборудованием могут пользоваться как предприниматели, так и самозанятые. Еще организовываем в Саратове Всероссийский фестиваль «Палитра ремесел». Это один из наших проектов, который мы сами разработали. В этом году он прошел у нас уже в третий раз. На него приглашаем не только наших местных ремесленников, но из других регионов России, из-за рубежа. В этом году он проходил онлайн. Мы рассказывали о мастерах, показывали мастер-классы всем желающим, кто хочет обучиться тому или иному мастерству. Мы работаем как организация инфраструктуры поддержки бизнеса и действуем в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Поэтому нам выделяют средства на проекты, которые мы планируем на год, и с помощью этих средств поддерживаем ремесленников. Каждый год мы добавляем какие-то новые проекты.

- Как изменились те, кому Палата ремесел помогает, те, кто пытаются реализовать себя с творческой и в тоже время с коммерческой позиции?

-  Палата ремесел работает пятый год. Если сравнивать до и после, то, на мой взгляд, сейчас вокруг нас концентрируется в основном люди деятельные, которые не привыкли сидеть на месте. А раньше большинство из тех, кто считал себя причастным к народно-художественным помыслам, ожидали от государства финансовой поддержки. Сейчас такого подхода вообще нет. Люди понимают, что они делают, и это стоит денег. Они совершенствуют своё мастерство для того, чтобы попасть к потребителю и по ценовой категории, и по ассортименту. А выставки помогают, во-первых, людям увидеть уровень других регионов и других стран и подтянуться к этому уровню. Если в каком-то регионе низкий покупательский спрос, то, естественно, и товары будут такие, которые востребованы в этом регионе. У нас будет конкурс на сувенирную продукцию, там будет три ценовых категории, самая высокая — это vip, и соответственно самая низкая планка от 400 до 500 руб. Люди меняются, поэтому они ищут пути, чтобы не продавать то, что они делают, а делать то, что продаётся. Это формула нашей работы, наших консультаций для всех ремесленников: делаете то, что продаётся, но делайте как привыкли - качественно и с душой. Вот этим они стали отличаться от тех себя, кем были 5 лет назад.

- Черты характера и навыки мастеров тоже изменились, если брать пятилетнюю историю Палаты ремесел?

- Люди стали меняться, начали понимать цену своего труда, и это очень важно, потому что у многих есть серьёзные амбиции, которые не подкреплены объективными данными, и это им очень сильно мешает. А когда они видят вокруг себя что-то лучше, они понимают, что им ещё расти и расти до того уровня, чтобы народ увидел и купил.


Беседовал Константин Панфилов, текст опубликован с разрешения редакции "КП - Саратов".

Нет комментариев
Добавить комментарий